Grace On Ice... Виктория Борзенкова & Андрей Чувиляев Пишите мне! На главную Форум Ссылки Гостевая книга Фото Спортивные достижения Программы Статьи Биографии
   
Статьи

Тамара Москвина приросла учениками

К знаменитому тренеру пришли фигуристы гигантского роста

Двухметровый Андрей Чувеляев неплохо смотрится в паре с Тамарой Москвиной
Двухметровый Андрей Чувеляев неплохо
смотрится в паре с Тамарой Москвиной

Акселераты наступают

      Рост Вики Борзенковой 168 см, а вес 49 кг, данные Андрея Чувеляева впечатляют еще больше - 200 см и 98 кг. Может быть, это новая тенденция в парном катании? Об этом мы спросили Тамару Москвину.

- Рослые фигуристы - это сейчас не редкость, - считает именитый тренер. - Знаю, что среди юниоров есть двухметровый мальчик по фамилии Головин. Да и вообще, с каждым годом к нам в спорт приходят настоящие акселераты. В конце концов Олег Протопопов для своего времени тоже был немаленького роста. Что касается эстетического восприятия, то Вика и Андрей смотрятся вполне нормально.

      Тамара Москвина долго не могла подобрать достойных своего уровня спортсменов. Пришлось именитой наставнице бросить клич "Алло, мы ищем таланты". На призыв откликнулись 21-летняя петербурженка Виктория Борзенкова и 25-летний москвич Андрей Чувеляев.

      Для Вики и Андрея это реальный шанс наконец-то во весь голос заявить о себе. За пять лет совместного катания они так и не добились заметных успехов. Сначала два года осваивали азы парного катания. Дело в том, что Вика была одиночницей, а Андрей - не совсем обычный партнер. Двухметровый парень ("Однажды за год я вырос на 20 см"), весом почти в 100 килограммов, слишком крупноват для дуэта. "Вначале даже не хотела с ним кататься, - вспоминает Борзенкова. - Я ведь тоже не маленькая".

      Потом фигуристов под свое крыло взяла Наталья Павлова. "Она нам многое дала, - говорит Андрей. - Но, не понятно почему, отказалась работать с нами". По неофициальной информации, причина такого поступка - конфликт мам Вики и Татьяны Тотьмяниной (в тот момент Тотьмянина и Маринин занимались у Павловой и были ее фаворитами. - Прим. авт.). Последние два года фигуристы тренировались в Москве у молодой наставницы Людмилы Кобловой, подруги Ирины Родниной. Кстати, Ирина Константиновна недолго занималась с фигуристами персонально. Но требования Кобловой Вика с Андреем посчитали для себя недостаточно профессиональными. Весной они узнали о наборе Москвиной.

Виктория Борзенкова, по мнению Москвиной, сомневающаяся натура
Виктория Борзенкова, по мнению
Москвиной, сомневающаяся натура
- Тамара Николаевна сказала, что в первый год не будет нас ломать, - рассказывает Виктория. - Ей тяжело с нами, ведь таких крупных учеников у нее еще не было. У маленьких своя техника, свои элементы, которые нам не подходят. Так что пока доводим до ума, шлифуем то, что хорошо получается.

      Как надо выступить, чтобы Москвина не оказалась разочарованной, Вика и Андрей говорить не стали. "Выигрывать медали? Что ж, это нам, думаю, по силам. Не зря же мы по пять часов в день тренируемся", - улыбается партнер. Тамара Москвина тоже осторожна в прогнозах: "Сложно сказать, получится ли у нас с Викой и Андреем. За два месяца тренировок понять возможности взрослых фигуристов сложно. Возьму ли я еще кого? Пока не знаю. Вообще-то нам с Оксаной Казаковой с одной парой работать скучно".

Я беру юмором и жёсткостью

      Появление олимпийской чемпионки 1998 года на тренерском мостике - неожиданность. Именитые фигуристы переходят в новое амплуа весьма неохотно. Слишком велик риск провала на этом поприще.

Сердце Оксаны свободно для мужской любви
Сердце Оксаны свободно
для мужской любви

- Оксана, как вам пришла в голову эта безумная затея?
- Два месяца назад Тамара Николаевна попросила помочь ей и новым ученикам Вике Борзенковой и Андрею Чувеляеву. Ну я и попробовала.

- Вы уверены в успехе?
- Даже если из меня и не получится полноценного тренера, у ребят в голове что-то останется. А это главное. Будет опыт хореографического, художественного толка. Думаю, и какую-то эмоциональную частичку я в них вложу.

- Страха перед первой тренировкой не испытывали?
- Волновалась, как школьница, хотя знала, что ничего нового для меня тут нет. Правда, через час уже чувствовала себя в своей стихии.

- Долго раздумывали над предложением Тамары Николаевны?
- Нет. Почему? Если такой тренер предлагает работать вместе, значит это не случайно. Значит, во мне что-то есть.

- Не боитесь, что именитый тренер задавит вас авторитетом?
- Я буду очень рада, если задавит (смеется). Но Москвина такой человек, что никогда этого делать не будет. Она слишком хороший психолог.

- Как работается с Москвиной?
- Вначале мы не могли найти общий язык. Но мне говорили, что если буду прислушиваться к ее словам, это пойдет мне на пользу. Разногласий во взглядах на фигурное катание у нас нет. А вот вкусы в одежде, например, машинах разные. Я вот на "мерседесе" езжу, а Тамара Николаевна считает, что стоило выбрать автомобиль поскромнее. "Непрактично это Ксюша", - говорит она мне. Москвина ко мне еще только присматривается. Решает, что конкретно поручить. И, думаю, все же доверяет.

- Фигуристы вас слушаются?
- Хочется верить в это. Учу их, как психологически подходить к старту. Например, в первые тридцать секунд проката они должны делать определенные движения руками и ногами, которые помогут настроиться на уверенное выступление, избавиться от головокружения, найти в теле нужный баланс.

- Вы уже узнали ребят? Какие они?
- Трудолюбивые, работают с большим желанием. По характеру Андрей разговорчивый, требует к себе повышенного внимания. Вика женственная, иногда капризная, как все женщины. Конечно, бывают и конфликты. Но это происходит больше из-за усталости. Мы с Артуром тоже ругались, хотя его очень тяжело было вывести из себя. Но я это могла сделать. И если уж выводила, так по полной программе. Хотя надо отдать должное Вике и Андрею - они уважают друг друга, а это очень важно. И потом хочется, наконец, видеть красивую пару на льду. Чтобы были видны какие-то отношения между ними.

- Вы быстро нашли к ребятам подход?
- Да. Я беру юмором и жесткостью. Но последнее преобладает. Дело в том, что у них мало времени. Возраст поджимает. Обижаться бессмысленно. Это нужно им, а не мне. Я так же обижалась на Москвину, когда та кричала: "Повтори, еще раз, еще, еще..." Но потом приходил результат, и все понимали, что работа проделана не зря.

- Оксана, вы продолжаете выступать в профессиональных шоу, теперь вот увлеклись тренерским ремеслом. А как же семья. Вы же детей хотели завести?
- Я уже три года в разводе. Сейчас мое сердце свободно. Планы завести ребенка остаются. Но... Пока в моей жизни нет человека, который будет о нем заботиться, доброго, с чувством юмора. Я жду и верю, что такой мужчина найдется.

Кстати

      Вика Борзенкова призналась, что два раза великан-партнер не смог удержать ее на руках. "Спустя месяц после нашего объединения я очень сильно ударилась о лед коленями, - делится острыми ощущениями спортсменка. - А в прошлом сезоне с поддержки свалилась на бедро. После падений в душе сидел страх, появлялась зажатость, но волей-неволей приходилось заставлять себя тренироваться дальше, иначе нельзя".

19 августа 2003
Комсомольская правда
Дмитрий Иванов,
Фото Артема Мишукова

Hosted by uCoz